Обретение мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского

Прославление святителя и чудотворца Иоасафа

Святитель Иоасаф Православной Церковью, с соизволения Благочестивейшего Государя Императора, к лику Святых причтен в 1911 г. 4 сентября (старый стиль) этого года совершилось прославление Святителя.

К этому времени св. мощи Угодника Христова были освидетельствованы и найдены совершенно нетленными: Свят. Иоасаф в его нетленных мощах имеет вид изболевшегося и только что заснувшего человека! Облачения и одежды, бывшие на Святителе со дня его погребения, также сохранились неистлевшими и теперь находятся в особом шкафу, недалеко от южного входа в св. Троицкий собор. Были обследованы особой комиссией записи и сообщения о чудесах Святителя и достоверность этих чудес установлена показаниями множества свидетелей и самих исцеленных. Были составлены служба и акафист и жития. Приготовлены рака и сень над ней, устроенная по рисункам проф. Покровского, одобренными Ее Величеством, Государыней Императрицей Александрой Феодоровной. Ко дню прославления от множества почитателей Святителя принесены в дар лампады, которые теперь окружают раку и среди которых находится дивной работы лампада Царской Семьи, и другая – Великой Княгини Елисаветы Феодоровны. Принесены в дар сосуды, Евангелия, кресты и много хоругвей, которые, как знамена веры народной в святость Угодника Христова, теперь украшают стены Троицкого и Знаменского храмов обители. Женщины и девицы принесли в дар свои рукоделия в виде покровов, воздухов, чулочков, рукавничек на святые мощи Святителя и Чудотворца Иоасафа.

Великое множество православных, в несколько сот тысяч человек к этому дню священному собрались в Белгород со своими убогими, калечными, больными, бесноватыми. Из Курской епархии паломники прибыли величественными крестными ходами со своими пастырями. С этими крестными ходами слился и Полтавский крестный ход – с родины Святителя. Город не мог вместить народа, и за городом были заготовлены рядами палатки, столовые, врачебная помощь, и в этих палатках поместились все, не нашедшие места в самом городе. Из этих палаток лентой народ двигался к собору; в несколько рядов опоясывала живая, народная лента собор и все постепенно прикладывались к мощам Угодника. А чуть стемневало, народ зажигал свечи, и светящейся лентой двигалась эта масса людская к Святителю. Без слез умиления нельзя было смотреть на это дивное и незабвенное проявление веры и любви народной к Святителю. Когда же народ прикладывался и возвращался в палатки и город, то везде духовенством в храмах, на площадях и около палаток служились молебны, панихиды и всенощные бдения и обильной рекой лилась пастырская наставительная речь о Святителе. Свыше миллиона книжек и листков о Святителе было роздано в эти дни народу бесплатно.

На торжестве присутствовали Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, посетившая народ в палатках, и Великий Князь Константин Константинович.

В 6 часов вечера 3 сентября раздался удар могучего монастырского колокола, к нему пристали колокола всех белгородских храмов, и море умилительных волн колокольного звона встрепенуло сердца людей. Настали великие и незабвенные минуты прославления Святителя. Во время пения стиховных стихир, на вечерне, сонм Архипастырей во главе с Владыкой Митрополитом Владимиром опустился в пещерку; подняли гроб с мощами Святителя и стали выносить. Чуть показался край гроба из-за лестнички, как, охваченные благоговейным трепетом умиления, все в храме пали ниц. Святые мощи в гробе были поставлены на носилки и было совершено обнесение их кругом храма, в котором некогда священнодействовал Угодник Христов. На полиелее, после «Хвалите имя Господне», Владыка отомкнул гроб: сняли крышку и перед открытыми мощами, после земного поклона всего народа и пастырей, запели в честь Святителя и Чудотворца Иоасафа первое величание. К священнослужащим и певчим примкнул народ; волна хвалебных звуков перекинулась за собор; от стоящих в ограде, по народным массам, величание Святителя расходилось все шире и шире и закончилось у палаток; пели в храме, пели за храмом, пели во всем городе и за городом, и затихали эти хваления только уже у городского кладбища, где царит вечный покой.

На другой день, 4 сентября, началась поздняя литургия. На малом входе сонмом пастырей гроб Святителя был внесен в алтарь и Святитель в несколько наклоненном виде, стоя в гробу, пребывал до конца литургии на горнем месте, где всегда стоял, когда совершал в этом же самом алтаре литургию. После литургии святые мощи в крестном ходе были пронесены по нескольким улицам, прилегающим к каменной ограде монастыря. День был солнечный, тихий, прошедший за ночь крупный дождь прибил пыль. Несметные толпы народа стояли на пути шествия. Тихо шелестели хоругви крестных ходов, сияли на солнце образа. Величественно разносилось пение священников и хора; военная музыка играла: «Коль славен»; неистово кричали бесноватые. Величаво, высоко, осеняемые рипидами, точно плыли на волнах народа святые мощи в гробу, открытом и видимом всеми. За гробом шли Великие Князь и Княгиня, Архипастыри и духовенство.

После крестного хода святые мощи были поставлены в новую раку под сень, куда с того времени и притекают народные волны.

Чудеса, начавшиеся совершаться со дня блаженной кончины Святителя и усилившиеся к концу 19 века, в дни торжеств изливались обильной рекой. Хромые ходили, расслабленные бросали костыли и одры болезненные, слепые прозревали, немые радостно славили Святителя–Целителя. Не прекратился ток благодатных исцелений и до дня сего.

(с) Из книги

Святитель и чудотворец Иоасаф, епископ Белгородский: (его жизнь и прославление

Обновлено: 17.09.2022 — 20:42

Добавить комментарий