Память святого страстотерпца врача Евгения Боткина

В прошедшее воскресенье в приписном храме нашего прихода, храме в честь мученика Евгения врача при 57й больнице состоялся праздничный молебен.  17 июля 1918 года вместе с царской семьей были расстреляны их верные слуги. Один из них — лейб-медик Евгений Сергеевич Боткин.

Он родился в семье талантливого и хорошо известного врача Сергея Боткина. Он мог бы иметь хорошую частную практику, мог работать исключительно с пациентами из высшего общества, но его выбор после окончания учебы в 1890 году– это Мариинская больница для бедняков. Затем он стажируется за рубежом, получает место врача придворной капеллы, но опять возвращается в Мариинскую больницу в 1894 году. Врачебную практику он сочетает с теоретической научной работой, получив в 1893 году степень доктора медицины. В годы русско-японской войны он добровольно отправляется на фронт в составе отряда Красного Креста.

В бою под Вафангоу 4 июня 1904 года он заменил собой раненого санитара на передовой. Он, как сотрудник Красного Креста, не подчинявшийся армейской медслужбе, не был обязан этого делать, но долг врача для Евгения Боткина был выше вопросов административных. Он описывает свои чувства в тот момент, когда противник обстреливал наши позиции: « За себя я не боялся: никогда еще я не ощущал в такой мере силу своей веры. Я был совершенно убежден, что как ни велик риск, которому я подвергался, я не буду убит если Бог того не пожелает; а если пожелает, — на то Его святая воля… Я не дразнил судьбы, не стоял около орудий, чтобы не мешать стрелявшим и чтобы не делать ненужного, но я сознавал, что нужен, и это сознание делало мне мое положение приятным.»

Он принимал участие также и в боях под Ляояном и на реке Шахэ.

Мирные периоды его жизни показывают нам человека деятельного. Российское общество Красного Креста неоднократно награждало его за огромную работу в Троицкой и Елизаветинской общинах сестер милосердия. Кроме практической работы в больницах он занимается и организационной деятельностью. Е.С.Боткин – член-учредитель Санкт-Петербургского врачебного общества взаимной помощи. Занимал в обществе посты секретаря, казначея, Председателя.

Начиная с 1908 года Евгений Сергеевич был приглашен на пост лейб-медика – врача ответственного за здоровье первого лица в государстве.

Также его можно назвать человеком науки. 12 мая 1897 года он был удостоен звания приват-доцента Императорской Военно-Медицинской Академии с правом проведения занятий. В 1901 году на 11м съезде русских естествоиспытателей и врачей он сделал доклад на тему «Исследования по морфологии белого шарика крови за последние десятилетия». Его научным приоритетом было исследование взаимосвязи морфологии крови и иммунитета человека. Свой опыт врачебной помощи полученный в боях он изложил в докладе «Красный Крест на поле русско-японской войны 1904-1905 г.г. в районе действующей армии».

Он добровольно вызвался сопровождать семью свергнутого императора Николая II.  В год, когда и в высших кругах, и в армии и в народных массах появилась мода на осуждение последнего царя, он все равно считал своим долгом остаться с семьей обреченной на заключение. Сам царь, узнав о решении доктора сказал ему: «Но ваши дети останутся одни! Что будет с ними?» Боткин ответил: «Ваше Величество, мой долг по отношению к Вам стоит на первом месте»

Новые власти предлагали покинуть царскую семью и после Октябрьской революции. Уехать в Москву для работы по специальности. Тем не менее Боткин оставался непреклонным. Он говорил: «Видите ли, я дал царю честное слово оставаться при нем до тех пор, пока он жив. Для человека моего положения невозможно не сдержать такого слова. Я также не могу оставить наследника одного. Как могу я это совместить  со своей совестью? Вы все должны это понять» .

17 июля 1918 года он принял смерть вместе с царской семьей исполнив свой долг до конца.

На фамильном гербе семьи Боткиных начертаны три слова: «Верою. Верностью. Трудом».

Обновлено: 18.07.2022 — 17:39

Добавить комментарий